ФОТО Дмитрий Соколов
Раскалывая ледяной панцирь на реке, «Невская застава» продвигалась вперед. В конце зимы этот ледокол, входящий в природоохранный флот Петербурга, привлекают для устранения ледовых зажоров. Но сейчас судну предстояло справиться с другим бедствием: у истока Обводного канала на Неве обнаружили маслянистое пятно. Только разлив нефтепродуктов на сей раз был… условным. В учениях по его ликвидации кроме аварийно-спасательной службы «Пиларн», к которой приписан ледокол, приняли участие представители экологического комитета Смольного, ФБУ «Волго-Балт» и регионального главка МЧС.
Тревожный сигнал поступил, по легенде учений, в диспетчерский пункт «Волго-Балта», поскольку Нева входит в зону ответственности этой федеральной структуры. Оттуда о происшествии, случившемся недалеко от моста Александра Невского, сообщили городским экологическим службам. И ледокол отправился со стоянки, находящейся у Петровского острова, на помощь. А по пути пришвартовался к причалу в створе улицы Смольного, чтобы взять на борт других участников тренировки.
Идти нужно было, преодолевая плотную ледяную корку, которая оставалась еще внушительной. Вдоль берегов лед был не особенно толстый, зато на середине реки толщина его доходила до полуметра, к тому же идти «Невской заставе» приходилось против течения. Но даже при этом скорость ее оставалась относительно высокой — около восьми километров в час — благодаря работе двух мощных, каждый 5 тысяч лошадиных сил, двигателей.
Судно уверенно шло по курсу, раздвигая сверкающий на солнце ледяной покров. А за кормой ледокола по обе стороны от пенистых бурунов оставалась полоса студеной воды шириной около пятнадцати метров, над которой, громко перекликаясь, парили чайки. Перед мостом Петра Великого (петербуржцы чаще называют его Большеохтинским), где образовалось торосное поле, судно, однако же, сбавило скорость, а затем остановилось.
Такие нагромождения особенно крупного льда даже «Застава» миновать с ходу не может. Она дает задний ход и снова, чуть изменив угол «атаки», таранит ледяные глыбы.
Чтобы пройти под мостом, приходится опускать 12-метровую вышку, но оперативная связь исчезает ненадолго. Мачта поднимается, и в эфир по ультракоротким волнам снова пробивается радиосигнал: контакт с диспетчерской восстановлен. Мало того, судно способно проходить и под более низкими городскими мостами, опустив рулевую рубку. Ведь этот аварийно-спасательный буксир-ледокол проекта 2805 построили специально для работы в акватории Петербурга. Судно было спущено на воду в 2009 году со стапелей фирмы «Алмаз», а со следующего года стало нести природоохранную вахту.
Трудно представить, что было время, когда морская столица обходилась без такой мощной техники — настолько велики ее возможности. Едва Нева застынет, «Застава» прорубает во льду канал, чтобы любители острых ощущений не переходили с одного берега на другой. Когда потеплеет, борется с ледовыми зажорами, из-за которых уровень воды может подняться до опасной черты. А с наступлением навигации выводит караван судов из ледового плена, причем отправляется для этого иногда довольно далеко, к Онежскому озеру.
Ледокол также имеет на корме два лафетных ствола, предназначенных для тушения пожаров, стреляя при необходимости водяной струей на 25 — 30 метров. Есть на «Заставе» и система, создающая водяную завесу, позволяющую подойти ближе к огню (к счастью, этого не пришлось делать ни разу). Судно оснащено, кроме того, всем необходимым, чтобы устранять нефтесодержащие пленки на чистой воде и на льду. Правда, аварийных разливов на Неве становится с каждым годом все меньше.
«В 2017-м «Застава» две с половиной сотни раз выходила на реки, где нет судоходства, и на акваторию Невы, собрав 37,8 тонны нефтеводяной смеси, — рассказал начальник отдела координации аварийных работ природоохранного комитета Максим Желнов. — А в этом году примерно столько же, даже чуть больше, судно ликвидировало за три месяца. Сказался крупный разлив на юго-западе Петербурга: около 36 тонн экологически опасных веществ собрали на реке Сосновке».
Однако на Неве в разгар зимы можно обойтись без ледокола: источники загрязнения в эту пору находятся на берегу (в основном канализационные стоки), куда добраться проще на машине… Только на этот раз все было иначе. По легенде, напротив Александро-Невской лавры, где находится причал «Спецтранса», в Неву вылилось большое количество нефтепродуктов. Было понятно, что, действуя с берега, это пятно вряд ли удастся собрать.
Когда «Застава» туда подошла, проложив во льду 13-километровый путь, к месту аварии уже прибыли две «пиларновские» аварийные бригады: автомобиль с вакуумной установкой для сбора нефтепродуктов, машина с дополнительным оборудованием, кран на базе «КамАЗа» и др. В конце прошлого года профильный комитет Смольного укрепил эту мобильную группу, приобретя парогенераторную установку, которая сейчас очень пригодилась: чтобы легче собирать на морозе, пусть и несильном, вязкую жидкость, ее нужно основательно «пропарить».
Между тем на ледоколе спасатели привели в действие кран и опустили на лед амфибийную установку TRUXOR, которая способна передвигаться по воде и на твердой поверхности. Она принялась собирать маслянистую пленку, чтобы передать «урожай» дежурившей на берегу машине с емкостью. А на борту ледокола в это время за работу принялся щеточный скиммер, который быстро приладили к крановому устройству.
Примерно через полчаса все было закончено, удалось собрать… Впрочем, масштабы разлива участники операции не озвучили. По мнению генерального директора ГУП «Пиларн» Владимира Иванова, важнее было отработать управленческие и технические действия при ликвидации аварийных разливов в ледовых условиях, продемонстрировав координацию всех подразделений. И это вполне удалось.
Автор: Виктор Юшковский
Источник: www.spbvedomosti.ru